Новости

Ольга Рябцева: "У большинства моих кукол хорошая история и энергетика"

Ольга Александровна Рябцева – коллекционер, мастер декоративно-прикладного творчества знает об отечественных игрушках если не все, то очень многое. Вот уже семь лет она собирает и реставрирует игрушки, сделанные в СССР в 1930-1980 гг.. Есть в ее коллекции и зарубежные представители "детского мира", и авторские куклы собственного изготовления. Старик Хоттабыч, Джинн, Леприкон, семья садовых гномов Григорий и Маруся – это лишь небольшой перечень созданных ею образов сказочных персонажей. Своим игрушечным богатством Ольга Рябцева с удовольствием делится с другими. Ее игрушки не сидят на одном на месте, а активно путешествуют, то и дело становясь участниками выставочных экспозиций.

Ольга, расскажите о вашей коллекции. Какие игрушки вы собираете?

Моя коллекция насчитывает более 4500 экземпляров. Это игрушки для малышей – пирамидки, погремушки, неваляшки. Игрушки для мальчиков –машины, солдатики, оружие. Игрушки для девочек – куклы, кукольная мебель, посуда, стиральные и швейные машины, другие предметы кукольного быта. А также мягкие игрушки, настольные игры, детские книги и журналы, открытки, детская одежда и обувь, школьно-письменные принадлежности. Широко представлены пластмассовые и резиновые игрушки. То есть в коллекции самые разные игрушки, которые производились в СССР в 1930-1980 гг. Игрушки представлены всех фабрик Советского союза. Есть и зарубежные игрушки этого периода, например, ГДР, ФРГ, Польши, Чехословакии, Югославии, Финляндии, Америки, Италии, Франции, Японии и других стран.

Присущи ли нашим куклам какие-то особые черты? Что отличает наши куклы от зарубежных?

На мой взгляд, наших кукол отличает излучаемая ими доброта. Они сделаны для ребенка, для игры, а не для коллекции. Может, просто мне так кажется, потому что они наши, родные. Есть очень красивые импортные куклы. Возможно, даже более высокого качества, но мне отечественные гораздо милее. Импортные в коллекции именно для сравнения.

Много ли кукол было в вашем детстве? Как давно и почему вы стали их коллекционировать?

В моем детстве было очень много игрушек, я ими с удовольствием играла. Но... отдавала предпочтение игрушкам для мальчиков и дружила больше с мальчиками. Дедушка констатировал этот факт следующим образом: "Это разве Аленка? Это же Алешка!". Любовь к игрушкам пронесла через всю жизнь. Но в куклы, видимо, в детстве не наигралась, потому сейчас они занимают особое место в моей коллекции. Собираю их с 2015 года. Первая кукла в коллекции – кукла Сонненберг, ГДР, точно такая была у меня в детстве. Идея же создания коллекции принадлежит моему мужу Сергею. Мы решили показать нашей внучке Ксении, в какие игрушки играли ее родители, дедушки и бабушки.

Где вы находите игрушки? В каком состоянии они чаще всего к вам попадают? 

Игрушки попадают ко мне из разных источников. Большинство я покупаю на блошиных рынках как у нас в стране, так и за рубежом, на Авито, специализированных сайтах, интернет-аукционе "Мешок". Некоторые игрушки мне подарили родственники, друзья и знакомые. Состояние их бывает различным – от идеального коллекционного до весьма плачевного. Повережденные игрушки привожу в порядок: латаю дыры, крашу, расписываю. До появления коллекции реставрационными работами никогда не занималась. Чтобы освоить это ремесло, пришлось найти и изучить много литературы по реставрации игрушек. Сейчас эта работа мне нравится.

С куклами связаны многие мистические истории, страшные рассказы, проклятия и заклинания. Бывает ли вам страшно приобретать куклы?

Наслышана о различных мистических историях и рассказах, связанных с куклами, о возможной негативной энергетике. Часто задают вопрос, не боюсь ли я их, особенно старинных, со стеклянными довольно натуральными глазками. Всегда отвечаю, что не верю в мистику, скорее, я физик, чем лирик. При этом шучу, что, наверное, у большинства моих кукол хорошая история и энергетика и они "перевоспитывают" злых.

Расскажите о производстве кукол в России? Это правда, что до революции 1917 года в России кукол не производили, в основном их привозили из-за рубежа и, как правило, они служили предметами интерьера, в них не играли?

Исходя из исследовательских работ по истории производства кукол в России, куклы до 1917 года в России производились. В основном, конечно, было распространено кустарное артельное производство кукол и игрушек из различных материалов: глины, дерева, текстиля, папье-маше. Но существовали и российские куклы с фарфоровыми головками. Однако стоили они очень дорого, и позволить себе купить таких кукол могли единицы. Их берегли и передавали из поколения в поколение. С конца ХIX века в России существовал кукольный Императорский завод (Фабрика "Журавлёвъ и Кочешковъ"). В 30-е годы склады фабрики были уничтожены как "ненужная роскошь", решили что детям пролетариата такие игрушки непонятны и вредны. С 1876 г. по 1937 г. в Московской губернии, в деревне Митино недалеко от Хотьково, существовала фабрика "Дунаев", где выпускались в том числе кукольные фарфоровые головки, разработанные совместно с известным искусствоведом Николаем Дмитриевичем Бартрамом, по инициативе которого в 1918 г. в Москве был открыт Музей игрушки. Выпускались куклы до 1917 г. и на других фабриках.

Что изменилось с приходом советской власти?

После революции игрушка стала средством коммунистического воспитания детей. Одной из задач советской власти стало формирование человека нового типа, свободного от буржуазной морали и нацеленного на строительство светлого будущего. Игрушки хорошо подходили для идеологической пропаганды. Но в связи с разрухой их промышленное производство было невозможно. Поэтому продолжался выпуск кустарных игрушек: кукол-работниц в красных косынках, почтальонов, трактористов, пожарных, матросов и красноармейцев. Не обошлось и без перегибов на местах. Педагоги-новаторы нашли, что кукла вредна для девочек, так как формирует "низменный" материнский инстинкт. Кукол изъяли... По счастью, стараниями известных педагогов кукла была возвращена девочкам. Первое специализированное предприятие по производству игрушек было создано в 1929 г. в Сергиевом Посаде. В Ленинграде несколько позже фабрика "Красный треугольник" наряду с основной продукцией начала выпуск резиновых игрушек, а Охтинский химкомбинат – игрушек из целлулоида. С 1930 г. вопросы выпуска и качества игрушек решались на уровне государства. В 1932 году был основан Всесоюзный научно-экспериментальный институт игрушек в Загорске. С 1934 г по 1938 г. разработку, производство и соответствие игрушек задачам коммунистического воспитания контролировал созданный при Наркомпросе РСФСР Комитет по игрушке. Он утвердил список игрушек, которые разрешались или запрещались к производству и распространению. Среди рекомендованных Комитетом игрушек преобладали механические игрушки, предметы быта, животные. Запрету подлежали люльки, копилки, то есть те игрушки, которые могли сформировать ненужные с точки зрения государства личностные качества. Но самое главное  требование Наркомпроса – все игрушки должны быть реалистичными. Отсюда основные причины запрета – «за уродливую форму», «искаженная форма», «антихудожественное оформление», «безобразная форма». Игрушки должны были помогать лучше ориентироваться в окружающем мире, приучать ребенка к самостоятельной деятельности и направлять ее в определенное русло. 

Куклы какой фабрики и каких авторов были законодателями моды?

Не берусь утверждать существовала ли мода на определенные игрушки в советское время. Наверное, это личное восприятие той или иной игрушки. Больше других мне нравятся игрушки Днепропетровской, Харьковской, Киевской и Ленинградской фабрик игрушек. Среди авторских игрушек я отдала бы предпочтение игрушкам Льва Разумовского и Льва Сморгона, ленинградских скульпторов, внесших огромный вклад в развитие отечественной игрушечной промышленности. На мой взгляд, игрушки, созданные ими, радикально отличались от всех прочих, в первую очередь необычностью форм и присутствием характера в каждой из них.

Что вы можете сказать о современных игрушках? Часто ли они пополняют вашу коллекцию?

Сейчас выпускается много отечественных и зарубежных игрушек. Безусловно, наука и техника шагнула далеко вперед, и современные игрушки отличаются от игрушек 1930-1980 гг. Среди них много красивых и довольно качественных. Но... мне милее игрушки моего детства и детства моих детей. Я не пополняю коллекцию игрушками, выпущенными после 80-х годов. Исключение составляют куклы фабрики "Весна". Это практически единственная фабрика игрушек, которая работала как в советское время, так и теперь, и выпускает довольно интересные и качественные игрушки.

Можно ли у вас купить игрушки? Есть ли в вашей коллекции игрушки, с которыми вы бы не расстались ни при каких условиях?

Я не продаю игрушки из своей коллекции. Исключение составляют те, которых оказалось несколько одинаковых. Их можно купить или поменять на те, которых у меня нет. Безусловно, существуют игрушки, которые мне особенно дороги, они редкие или просто мне нравятся. Также мне очень дороги куклы и игрушки, подаренные моими друзьями и переданные в дар в коллекцию посетителями выставок, такие игрушки, безусловно, не могут быть проданы ни при каких обстоятельствах.

Расскажите о вашей выставочной деятельности. Где можно увидеть игрушки из вашей коллекции? Какие игрушки вызывают у зрителей наибольший интерес?

Игрушки из моей коллекции довольно часто выставляются. Выставки проходили в музеях библиотек и школ, культурно-досуговых центрах в Москве, Домодедово, Сергиевом Посаде, музее-усадьбе Остафьево. Это и ретроспективные выставки, и тематические. Тематика выставок различна. Например, "Герои сказок и мультфильмов", "Кукла Маша, кукла Даша", "Игрушки ГДР", "Куклы – иностранцы времен СССР", "Мягкие игрушки советского детства", "Топ, топ, топает малыш", выставки к 8 Марта "Куклы в профессиях", к 23 февраля "Куклы – мальчики времен СССР", к 9 мая "Дети войны", к новогодним праздникам "Старый Новый год" и другие. В Москве в музее библиотеки "Патриот" моя коллекция выставляется круглогодично, экспозиции регулярно меняются. Выставки неизменно вызывают интерес как у взрослых, так и у детей. Больше всего их внимание привлекают игрушки, которые были у них в детстве.
Made on
Tilda