Новости

В музее-квартире Митрофана Беляева возродят музыкальные вечера

22 февраля 2022 года в Санкт-Петербурге в квартире №16 дома №50 на улице Марата состоялся торжественный вечер, посвященный началу реставрации исторической квартиры, где в 80 – 90-е годы XIX века меценат и нотный издатель Митрофан Беляев устраивал музыкальные встречи, так называемые «Беляевские пятницы», на которых собирались как молодые, так и маститые композиторы, мэтры академической сцены: Лядов, Бородин, Римский-Корсаков, Скрябин, Соколов, Глазунов, Глиэр. На таких встречах музыкальные гении свободно и легко общались, строили планы, сочиняли и тут же исполняли новые произведения, чаще всего шуточные.

В планах Союза частных музеев и коллекционеров создать музей Митрофана Беляева и возродить добрую традицию проведения музыкальных вечеров. В честь начала реставрации здесь уже прошел камерный концерт, на котором прозвучали коллективные сочинения композиторов «Беляевского кружка», в том числе цикл фортепианных пьес, написанных в духе музыкальных забав на неизменяемую детскую тему «Тати-Тати» (это наипростейшая мелодия, которую без усилий могут сыграть одним пальцем каждой руки маленькие пианисты), а также «тати-тати», написанные специально для вечера молодыми российскими композиторами Настасьей Хрущёвой и Артуром Зобниным.

"Мы рады, что наконец произойдет то, что должно было произойти еще много лет назад. Думаю, что мы сможем воссоздать квартиру в том виде, в котором она находилась, когда здесь жил Беляев. Мы привлекли профессиональную команду реставраторов, которая взялась за  изучение исторических архивов, личной переписки композиторов и готова по крупицам восстанавливать обстановку», – сказал перед началом концерта президент Союза частных музеев и коллекционеров Семен Жильцов. 

Идея создания музея-квартиры была с воодушевлением встречена гостями вечера, среди которых были праправнук А. М. Римского-Корсакова Николай Головкин, прапраправнучка русского архитектора и большого любителя музыки Л. Н. Бенуа Анастасия Мурзина-Бенуа, главный специалист отдела культурно-исторического наследия Комитета по культуре Санкт-Петербурга Ирина Валентиновна Ванькович, представители музыкального и музейного сообщества: Ольга Алексеевна Великанова, директор филиала Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства «Шереметьевский дворец – Музей музыки», Нина Владимировна Костенко, директор Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства «Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова», и другие. Был среди гостей и потомок самого Беляева – праправнучатый племянник мецената архимандрит Никон (Якимов), настоятель храма Святой равноапостольной Марии Магдалины в Гааге. 

«Всю жизнь я слышал о «Беляевском кружке», «Беляевских пятницах». Мы всегда в семье с гордостью вспоминаем о том, что Митрофан Петрович был тем человеком, кто вместе с царем Александром III открыл русскую музыку Европе. Произведения, которые он помог создать, полюбил весь западный музыкальный мир. А главное, он сумел сделать так, что русская классическая музыка получила признание в России, её стало не стыдно слушать, как это было в начале XIX века», отметил архимандрит Никон, выразив слова благодарности в адрес инициаторов проекта.

Большие надежды связывают с новым музеем и петербургские артисты, композиторы и музыканты – по окончании концерта они передали в дар музею первые экспонаты.

Так, Андрей Алексеев-Борецкий, дирижер академического хора, историк музыки, преподаватель кафедры истории зарубежной музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, заведующий Музеем истории консерватории и ведущий вечера, подарил подлинный клавир «Коронационной кантаты» 1896 года, сочиненной А. К. Глазуновым для солистов хора и оркестра по заказу Министерства Императорского двора на коронацию Николая и напечатанный издательством «М. П. Беляев – Лейпциг». 

Иван Александров, пианист, старший преподаватель кафедры специального фортепиано Санкт-Петербургской консерватории, передал «Парафразы на неизменяемую тему «Тати-Тати», напечатанные в издательстве «М. П. Беляев – Лейпциг» в 1893 году, а Владимир Миллер, заслуженный артист РФ, артист Государственной академической певческой капеллы – «Вариации на народную тему для оркестра», изданные там же в 1903 году. 

Музейную коллекцию также пополнили оригинальная программа концерта «Памяти М. П. Беляева», март 1904 года, из личной коллекции Павла Дмитриева, директора библиотеки Санкт-Петербургской академической филармония им. Д. Д. Шостаковича, и авторские рукописи «Тати-Тати» композиторов Настасьи Хрущевой и Артура Зобнина.

«Я не видела в Петербурге ничего подобного. Мне кажется, эта квартира действительно может стать неформальным центром академического музыкального Петербурга», – поделилась Настасья Хрущёва.

Реставрационные работы в исторической квартире М. П. Беляева будет вести компания «Арткорпус», принимавшая участие в реставрации Александровского дворца в Пушкине, Морского собора в Кронштадте и других исторических объектов. Союз частных музеев и коллекционеров надеется подготовить большую часть творческого пространства ко дню рождения Беляева – 22 февраля 2023 года.