В России появится первая ArtTech-платформа для участников рынка искусств
Предполагаемый объем продаж ее пользователей оценили в 1 млрд. рублей.
Инновационный проект, аналогов которому на внутреннем рынке нет, получил название “АртСреда”. Первая в России ArtTech-платформа упростит процесс продажи и приобретения коллекционных вещей и предметов искусства, а также снизит риски покупателей и привлечет в индустрию новую аудиторию. Объем продаж пользователей площадки - аукционных домов, галерей и художников, по предварительной оценке может превысить 1 миллиард рублей. Эта цифра приводится без учета оборота эксклюзивных партнеров – ювелирной сети Адамас и дистрибьютора вин группы Simple. Запустить проект планируют 31 марта.
Уникальность платформы заключается в том, что она впервые соберет в едином digital-пространстве сразу всех участников арт-рынка - аукционные дома, галеристов, художников, коллекционеров и обычных людей, интересующихся покупкой предметов искусства. Ввиду отсутствия аналогичных инструментов и предложений в аукционном и галерейном бизнесе “АртСреда” может занять существенную долю рынка.
Важность запуска платформы связана и с тем, что арт-индустрия остается одной из последних, которую масштабно процесс цифровизации еще не коснулся. Поэтому появление наряду с “FinTech” и “EdTech” первой “ArtTech”- платформы - это знаковое событие еще и для digital-рынка.
“Открытый арт-рынок в России фактически появился несколько лет назад. До того это была достаточно элитарная система. В 2020 году из-за пандемии покупательская активность в сети резко выросла, а аукционные дома и галереи перешли к онлайн-торгам. За 3 года рынок вырос в несколько раз. Тем не менее, полноценная российская площадка для проведения аукционов так и не появилась. Аукционные дома на свой риск пользовались услугами иностранных агрегаторов, либо организовывали все на своих сайтах, технически не подходящих для этих задач. Я сам совершал покупки таким образом, могу оценить все недостатки. Создание “АртСреды” - это ответ на запрос рынка ”, - рассказал Александр Попов, соучредитель платформы, создатель и административный директор НИНЭ имени П.М. Третьякова.
Помимо Попова, акционерами “АртСреды” выступили совладелец ювелирного бренда “Адамас” Эдуард Бендерский; бизнесмен Александр Паничев; и Егор Молчанов, владелец крупнейшего по количеству пользователей портала в сегменте искусств “ArtInvestment”.
Кроме художественных произведений, на платформе будут проводиться аукционы драгоценных камней, прежде всего бриллиантов, и коллекционных вин. Сообщается, что “АртСреда” на эксклюзивных условиях уже заключила соглашение о сотрудничестве с ювелирной сетью “Адамас” и дистрибьютором вин группой “Simple”. В частности, совместно с “Simple” они проведут долгожданный для российского рынка открытый винный аукцион.
“АртСреда” также станет бесплатной виртуальной площадкой для проведения вернисажей художников и галерей, что важно для повышения узнаваемости молодых мастеров, развития современного искусства и культуры.
Актуальность запуска платформы соучредители связывают с общей международной обстановкой, отменой “русских торгов” и невозможностью россиян совершать покупки на зарубежных площадках, таких как “Sotheby's” и “Christie's”. “Мы наблюдаем общее напряжение в арт-сообществе. Все меньше людей готовы идти на риски. Особенно, в высокобюджетном сегменте. Даже если сегодня какой-то зарубежный агрегатор аукционов у нас работает, не факт, что завтра он не уйдет из России. Кроме этого, отсутствие серьезной конкуренции позволяло площадкам диктовать невыгодные для участников торгов условия”, - уточняет совладелец платформы Эдуард Бендерский.
В пользу того, что рынок отнесется к запуску отечественной платформы для проведения торгов с энтузиазмом говорит статистика продаж прошлого года. Исторический рекорд стоимости покупки на аукционе в России был поставлен именно на российской площадке. Речь идет о полотне Василия Перова “Охота на медведя зимой”, которое приобрели за 76,7 млн рублей на торгах портала “ArtInvestment”, принадлежащего соучредителю “АртСреды” Егору Молчанову.
По словам Молчанова, сегодня инвестиции в искусство - одно из самых выгодных и стабильных вложений. Это подтверждает ежегодный отчет аналитического агентства Knight Frank. По данным консалтера за год несмотря на нестабильную экономику индекс привлекательности предметов искусств в мире вырос на 29%, обогнав дорогие автомобили, часы и сумки. Коллекционные вина также вошли в пятерку лидеров. Притом вино за десятилетие подорожало на 162%.
“Группа компаний Simple рассматривает варианты сотрудничества с учетом специфики российского законодательства. В рамках соглашения Simple Group планирует предлагать коллекционерам интересные и эксклюзивные лоты категории «Fine & Rare». Эти вина, несомненно, являются вершиной искусства виноделия, а потому идеально дополнят представленную на портале коллекцию арт-объектов. Мировой опыт показывает востребованность таких проектов. И мы убеждены, что платформа будет иметь успех на российском рынке”, - прокомментировали представители группы компаний Simple.
Выделяет “АртСреду” и то, что она первой из всех аукционных платформ введет платежный модуль, который позволит как покупателям, так и продавцам упростить процесс оплаты. В будущем клиентам платформы станут доступны также инструменты аналитики, услуги по оценке предметов искусств и сервис доставки. Сообщается, что “АртСреда” предусматривает несколько форматов проведения торгов - классический аукцион с ведущим, автоматический аукцион и параллельные торги (такие торги еще называют “скандинавскими”). Хотя на зарубежных площадках они повсеместно распространены, для российского рынка такой формат продаж остается редким.
Наращивать аудиторию создатели платформы планируют не только за счет аукционных домов, которых на российском рынке сейчас существует несколько сотен. Одна из миссий “АртСреды” - сделать арт-рынок доступным для всех желающих. Поэтому на торгах будут представлены не только высокобюджетные лоты, но и качественные предметы в ценовом сегменте 5-10 тыс руб, которые могут стать необычным подарком или украшением интерьера. Таким образом планируется привлечь еще несколько десятков тысяч покупателей.