Первые керамические иконы на Руси появились еще в середине XVI столетия, а керамические иконостасы — веком позже, в середине XVII. Массовый выпуск фарфоровых и фаянсовых иконостасов и киотов начался в России в конце XIX века. Тогда же архитекторы начали широко использовать изразцовое убранство и керамические иконы в декоре фасадов церковных зданий, возрождая традиции храмостроения XVII столетия. Не случайно так был решен и храм Феодоровской иконы Божией Матери, важное место на фасадах которого заняла именно майолика.
После значительного перерыва, связанного с известными историческими событиями и перипетиями, в начале XXI века традиция использовать керамику в церковном искусстве вновь постепенно возрождается. С 2005 года активное участие в этом процессе принимают реставрационно-производственная компания «Паллада» и выделенные в ее составе Православные мастерские «Финист» во имя Святителя Спиридона Тримифунтского.
В настоящий момент керамические иконостасы и киоты работы «Финиста» установлены более чем в двадцати храмах, причем среди них есть как выполненные по историческим образам, так и совершенно оригинальные, авторские работы. Ведущие иконописцы «Финиста» — Аурел Дмитриевич Маринуца и Ольга Львовна Салмина — создали образы на фарфоре для множества православных храмов в России и за рубежом. Поскольку прочность и долговечность керамических икон позволяет не опасаться пагубных климатических воздействий, установлены они не только в интерьерах, но и на фасадах церквей в Москве, Астрахани, Нижнем Новгороде, Кемерове, Иркутске, Пирее (Греция). В настоящий момент ведутся работы для храма в Салониках (панно представлены на выставке). Начиная с 2016 года мастерские создают и различные предметы церковного обихода из керамики — престолы, аналои, подсвечники, купели. Произведения мастеров участвуют в различных выставочных проектах, несколько икон представлены в постоянной экспозиции Музея архитектурной художественной керамики «Керамарх» в Санкт-Петербурге.
На выставке представлены работы разных «типов», демонстрирующие широкий диапазон применения керамики в церковном искусстве (в том числе и ее технологические возможности). Особое место уделено работам по реставрации и воссозданию исторических образцов.
Важное место в экспозиции отведено иконе Святителя Спиридона Тримифунтского, покровителю мастерских, с частицами мощей святого: многотрудную работу по вышивке образа бисером выполнили в известных московских мастерских «Прикосновение», а художники «Финиста» создали соответствующее ему керамическое обрамление.
Организаторы выставки:
Храм Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге в память 300-летия дома Романовых
Музей архитектурной художественной керамики «Керамарх»
Реставрационно-производственная компания «Паллада»
Адрес: Санкт-Петербург, Миргородская улица, д. 1-В, литер А.