Новости

В Москве открылась выставка неизвестных произведений XV — нач. XX вв. из собрания Игоря Сысолятина

25 июня в Музее русской иконы имени Михаила Абрамова открылась выставка «Россия в ее иконе», основу которой составляют произведения из собрания Игоря Сысолятина – 320 шедевров русской иконописи, созданных за последние 500 лет. Большая часть работ усилиями коллекционера была возвращена в Россию из-за границы и представляется широкой публике впервые.

Посетители могут увидеть редкие иконы XV–XVI веков, новооткрытые иконы строгановских мастеров, работы изографов Оружейной палаты и их последователей, яркие провинциальные образы XVII столетия, эффектные памятники эпохи барокко из Москвы, Великого Устюга и Кинешмы, традиционную иконопись старообрядческих регионов от Юго-Запада России до Поморья и Урала, а также виртуозное искусство иконописцев Палеха и Мстёры.

Выставка поделена на периоды, которые отражают многообразие русской иконописи – от классических средневековых памятников до стилистических экспериментов предреволюционных десятилетий.

Экспозиция открывается крупной группой икон 
XV–XVI веков, созданных в художественных столицах тогдашней Руси – Новгороде, Москве, Пскове, и в городах среднерусских областей. Среди них выделяется одна из самых древних и впечатляющих икон коллекции – «Распятие» рубежа XV–XVI веков. В 1929–1932 годах произведение экспонировалось в Великобритании и США в составе знаменитой выставки, организованной Игорем Грабарём и впервые познакомившей Запад с древнерусской живописью. «Распятие» не вернулось в Советский Союз, и долгое время его местонахождение оставалось неизвестным. Другой пример – образ из легендарной коллекции московского старообрядца Егора Егорова – «Святители Никита и Иоанн, епископы Новгородские» XVI века. Это произведение после 1917 года перемещалось из одного музея в другой, некоторое время хранилось в Третьяковской галерее, о чем свидетельствует инвентарный номер на обороте, а в 1930‑е годы было продано за границу и оказалось в коллекции икон американского предпринимателя Джорджа Ханна. Теперь и этот памятник находится в России.

Ряд памятников XVII века начинается группой произведений годуновского периода и эпохи первых Романовых. Среди них центральное место занимают новооткрытые иконы, заказанные представителями семейства Строгановых. Одна из них – «Благовещение», связанная с творчеством крупнейшего иконописца первой трети XVII столетия Назария Истомина Савина.

Важной частью раздела коллекции, посвященного искусству последней трети XVII начала XVIII столетия, является серия высококачественных икон Спаса Нерукотворного, композиционно и стилистически связанных с одноименными образами письма Симона Ушакова.

Основу раздела, включающего памятники второй половины XVIII века, составляют яркие столичные иконы эпохи барокко и рококо. Так, мерная икона 1763 года с тремя фигурами избранных святых является одним из самых впечатляющих произведений Михаила Фунтусова, тесно связанного с родом графов Шереметевых. На последнюю треть XVIII столетия приходится также расцвет старообрядческой иконописи Урала, Выга и Верхнего Поволжья – в частности, Романова-Борисоглебска, а также села Павлово на Оке близ Нижнего Новгорода. Одной из жемчужин этого раздела можно назвать икону «Страшный суд». Она была приобретена в Нижегородской области в семье, где хранилась больше двухсот лет; за это время олифа почернела настолько, что было сложно определить сюжет произведения.

Произведения середины XIX первой четверти XX века показывают разнообразие путей сохранения и обновления древней традиции в новых культурных условиях. Одним из самых важных явлений в русском церковном искусстве начала XX столетия стал стиль модерн, способствовавший созданию новой версии живописной иконы и существенно повлиявший на традиционное иконописание. На выставке можно будет увидеть триптих «Богоматерь Знамение Серафимо-Понетаевская с избранными святыми и праздниками» 1910 г. Это икона авторства последнего царского изографа Николая Емельянова. Вероятно, императрица Александра Феодоровна, особо почитавшая Серафимо-Понетаевский образ, подарила эту икону полковнику Дмитрию Ломану в честь окончания строительства царскосельского Феодоровского собора.

По словам Игоря Сысолятина, первоначально концепция его коллекции строилась на поздней русской иконе, преимущественно XIX века. Затем собрание расширилось, охватив практически все времена и направления, а также центры иконописания России XV–XX столетий. «Сейчас в моей коллекции более тысячи икон. 320 отобраны для выставки. По ним можно проследить всю историю русской церковной живописи за пять веков, с XV по начало XX века, во всей полноте ее проявлений», – рассказал Игорь Сысолятин.

«Коллекция Игоря Сысолятина – одно из крупнейших частных собраний икон, которое насчитывает более тысячи произведений, обладающих высокой исторической и художественной ценностью, – отметил в своем выступлении куратор выставки, доцент кафедры истории отечественного искусства исторического факультета МГУ, старший научный сотрудник сектора древнерусского искусства Государственного института искусствознания Александр Преображенский. – Для этой выставки были отобраны произведения, которые ранее не выставлялись. Экспозиция икон из собрания Игоря Сысолятина включает наиболее сохранные памятники, несущие достоверную информацию об искусстве эпохи, к которой принадлежат».

В церемонии открытия выставки приняли участие председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ МП, древлехранитель Московской городской епархии протоиерей Леонид Калинин, а также предстоятель Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий и председатель попечительского совета Фонда им. Михаила Абрамова Галина Абрамова.

Выставка продлится до 1 октября.

Адрес музея: Гончарная улица, 3, стр.1.

Запись на экскурсию по выставке

Режим работы музея:
суббота – вторник с 11:00 до 19:00
четверг, пятница с 13:00 до 21:00
среда – выходной

Вход свободный (бесплатно)