Новости

Челлендж «Мой любимый экспонат», или о чём рассказывают музейщики

Челлендж – английское слово, которое можно перевести как «вызов», сегодня чаще всего используют видеоблогеры: они придумывают задания, выполняют их и предлагают другим сделать то же самое.

В челлендже, который этим летом запустил Союз частных музеев и коллекционеров, музейщики со всей страны делятся в инстаграме видео о своем любимом экспонате.
Идея проекта – познакомить пользователей интернета с частными музеями России, разнообразием видов коллекционирования, и показать предметы, о которых интересно узнать. А таких экспонатов, как оказалось, «накопилось» очень много. Причем среди них не только старинные и хорошо забытые вещи, о назначении которых современному человеку трудно догадаться, но и необычные произведения, выполненные руками современных мастеров.

В музее «Филимоновская игрушка» из поселка Одоев Тульской области, например, хранится очень необычная статуэтка, сделанная гончаром Василием Карповым. Несмотря на то, что деревне Филимоново гончарный промысел процветал с XVI века, игрушки там лепили традиционно только женщины. Мужчины создавали глиняную посуду, кирпичи, печные трубы. Тем не менее однажды, глядя, как его супруга долго и кропотливо перебирает пальцами глину, Василий Кузьмич, не выдержал и со словами «Ну что ж ты мучаешься, учись, как надо!» бросил кусок глины на гончарный круг и в мгновение вытянул юбку для женской фигурки, а затем прилепил к ней туловище. Правда, назвать эту игрушку традиционной нельзя. В музее она служит образцом того, как делать не надо. Филимоновская игрушка лепится из одного куска глины и исключительно вручную.

В единственном в России Музее эмальерного искусства из Ярославля собраны работы ведущих художников-эмальеров из разных стран мира: что-то музей приобрел, что-то ему подарили, а что-то было создано в Международном творческом центре «Эмалис», при котором существует музей. Ежегодно в «Эмалис» со всего мира приезжают художники-профессионалы, чтобы поделиться опытом и освоить новые приемы и методы в технике «горячая эмаль», и всякий раз, когда они собираются вместе, они выполняют одну общую работу. Интересно, что при этом никто из них не знает над каким образом трудится. Каждому художнику выдается вырезанный из меди кусочек «пазла», который нужно расписать по своему усмотрению. После обжига, кусочки складываются в единое целое и в результате получается уникальный экспонат, в частности, такой как «Парящая бабочка», неизменно приковывающий взгляд посетителей музея.

Музей «Планета осликов» из города Тюмрюк Краснодарского края, чья коллекция насчитывает более 3500 экспонатов – это и статуэтки из всевозможных материалов, и литографии, гравюры, открытки и монеты с изображением трудолюбивого длинноухого животного, – остановил свой выбор на «Мальчике с осликом». Фарфоровая скульптура сделана на знаменитой фабрике «Каподимонте», основанной в 1743 году Карлом III из династии Бурбонов, королем Неаполя и Обеих Сицилий. В то время итальянцы произвели настоящий фурор. Тончайшая лепка, обилие искусно выполненных деталей, а также особый молочный сияющий оттенок выгодно отличали фарфор «Каподимонте» от китайских и немецких аналогов. «Мальчик с осликом» – образец так называемого бисквитного фарфора. Такие изделия не покрываются глазурью, просто полируются до мраморного блеска и расписываются вручную. Выпускать негразурированный фарфор на действующей до сих пор фабрике начали во времена Фердинанда I, наследника Карла III.

Музей Казанской Иконы, расположенный в воссозданном по чертежам 1840-х годов доме казанского градоначальника начала XIX века Платона Суханова, рассказал о предмете, без которого на протяжении многих столетий не могла обойтись ни одна женщина. Сегодня его практическое применение могут оценить лишь мастерицы, сохраняющие ремесло ручного шитья и вышивки. Предмет этот – металлическая швейка с зажимом, сделанном в виде летящей птички. Чтобы закрепить ткань в клюве птицы, нужно было нажать на ее хвост. Такое приспособление можно было увидеть в зажиточном мещанском, купеческом или дворянском доме. В крестьянском быту использовались швейки из дерева, по внешнему устройству напоминающие прялочные донца.

Юрта – дошедшее до наших дней круглогодичное древнее жилище тюркских и монгольских народов – сегодня всё больше входит в моду. Мобильный дом популярен у рыбаков, охотников, пасечников и туристов. В юртах размещают рестораны и даже гостиницы. Но в этнопарке «Кочевник» Московской области – это музейный экспонат, позволяющий познакомиться с бытом, традициями и культурой кочевых народов. В коротком видеоролике этнопарк представил юрту, имеющую двеннадцать опорных столбов. Это самая большая кочевая юрта в России: ее диаметр – 15 м, а общая площадь – 176 кв. м.

Что такое «перидромофилия»? Ответ на этот вопрос дает московский интерактивный музей «Дедушкин чердак». Хотя музей не испытывает страсти к собирательству проездных билетов и по большей части демонстрирует, как устроены и какую эволюцию прошли различные домашние приспособления и технические средства, несколько документов, подтверждающих право на проезд на железнодорожном транспорте, в его коллекции всё же есть. Все они связаны с переломными моментами в истории нашей страны. Например, один из них, сезонный билет на пригородный поезд Москва-Клин, был куплен за десять дней до начала Великой Отечественной войны.

Самая маленькая ложка в мире, необычный самовар «Терем», чашечка с полочкой для усов, будильник для глухих, туманный горн, написанный на пергаменте документ XIV века – о чем еще рассказали музейщики и коллекционеры, узнайте в инстаграме на странице @souzmuzeev.

А также участвуйте в челлендже сами! Для этого записывайте видео с рассказом об одном из предметов в своей коллекции, выкладывайте ролик в инстаграм, обязательно отметив в описании аккаунты Союза частных музеев и коллекционеров и трех других участников проекта, кому вы передаете эстафету.

Создателей самых популярных будут ждать награды и посещение Дома музеев на ВДНХ,  где будут выставляться лучшие частные коллекции со всей России.