По замыслу эта дорога, решавшая транспортные проблемы не менее 100 тыс. человек, должна была проходить от Нарвских ворот до Ораниенбаума, и далее до Красной горки. Однако сначала Первая мировая война затормозила, а затем Февральская революция полностью остановила ее строительство. В 1918 году после национализации Оранэла перешла в железнодорожное ведомство и была наполовину разобрана. Рельсы, снятые с участка Стрельна – Ораниенбаум, увезли в Баку, где в 20-е годы строили железнодорожную линию Баку – Сублучи – Сурахан. Оставшуюся часть дороги перепрофилировали под трамвайные пути, сейчас на её месте действует городской трамвайный маршрут № 36.
Сегодня от участка от Стрельны до Ораниенбаума сохранились лишь фрагменты насыпи и несколько мостов. Однако узнать, как выглядела железная дорога, можно в Музее Оранэлы, открытом в 2019 году неподалёку от станции метро «Автово» в здании, где изначально располагалась одна из электроподстанций, спроектированная специально для Ораниенбаумской электрической линии.
«Многие ошибаются, считая, что Оранэла – это первая линия трамвайных путей и вообще строилась для трамвая. Это не совсем так. Оранела строилась по всем стандартам железной дороги: для неё делали специальные насыпи, затем прокладывали двухпутную железную дорогу с шириной колеи 1524 мм. Кстати, инфраструктуру к ней тоже сделали соответствующую и не экономили. Эту линию пересекали городские речушки – Лиговка, Ивановка, Сосновка и другие, через которые построили мосты, и не трамвайные деревянные, а железобетонные, большинство из них служат до сих пор», – рассказывает основатель музея Сергей Баричев корреспонденту «Гудка».
Читать статью в газете "Гудок"