Новости

Газета «Гудок»: как выглядела первая в России электрическая железная дорога, знают в Музее Оранэлы

21 января 1916 года в Санкт-Петербурге произошло масштабным событие: открылась Ораниенбаумская электрическая железная дорога, сокращенно Оранэла. В этот день на участке от Нарвских ворот до Путиловского завода по ней прошла первая пригородная электричка отечественного производства.

По замыслу эта дорога, решавшая транспортные проблемы не менее 100 тыс. человек,  должна была проходить от Нарвских ворот до Ораниенбаума, и далее до Красной горки. Однако сначала Первая мировая война затормозила, а затем Февральская революция полностью остановила ее строительство. В 1918 году после национализации Оранэла перешла в железнодорожное ведомство и была наполовину разобрана. Рельсы, снятые с участка Стрельна – Ораниенбаум, увезли в Баку, где в 20-е годы строили железнодорожную линию Баку – Сублучи – Сурахан. Оставшуюся часть дороги перепрофилировали под трамвайные пути, сейчас на её месте действует городской трамвайный маршрут № 36.

Сегодня от участка от Стрельны до Ораниенбаума сохранились лишь фрагменты насыпи и несколько мостов. Однако узнать, как выглядела железная дорога, можно в Музее Оранэлы, открытом в 2019 году неподалёку от станции метро «Автово» в здании, где изначально располагалась одна из электроподстанций, спроектированная специально для Ораниенбаумской электрической линии.

«Многие ошибаются, считая, что Оранэла – это первая линия трамвайных путей и вообще строилась для трамвая. Это не совсем так. Оранела строилась по всем стандартам железной дороги: для неё делали специальные насыпи, затем прокладывали двухпутную железную дорогу с шириной колеи 1524 мм. Кстати, инфраструктуру к ней тоже сделали соответствующую и не экономили. Эту линию пересекали городские речушки – Лиговка, Ивановка, Сосновка и другие, через которые построили мосты, и не трамвайные деревянные, а железобетонные, большинство из них служат до сих пор», – рассказывает основатель музея Сергей Баричев корреспонденту «Гудка».

Читать статью в газете "Гудок"